Меню
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Возможности получения образования для детей с ОВЗ

Инклюзивное образование

1. Закон Республики Башкортостан "О социальной поддержке инвалидов в Республике Башкортостан"

 17 декабря 2004 года  N 130-з

Постановление от 9 декабря 2013 г. № 585 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РЕГЛАМЕНТАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ И (ИЛИ) ИХ РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) В ЧАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДОМУ ИЛИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

ЗАКОН

О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

 (в ред. Законов РБ от 24.05.2006 N 318-з,

от 24.11.2008 N 67-з)

Принят Государственным Собранием - Курултаем - Республики Башкортостан 16 декабря 2004 года.

Настоящий Закон устанавливает меры социальной поддержки инвалидов в Республике Башкортостан.

 Статья 1. Законодательство Республики Башкортостан о социальной поддержке инвалидов

Законодательство Республики Башкортостан о социальной поддержке инвалидов основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", иных нормативных правовых актов Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан.

 Статья 2. Участие органов государственной власти Республики Башкортостан в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов

 (в ред. Закона РБ от 24.05.2006 N 318-з)

 Органы государственной власти Республики Башкортостан в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право:

1) участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов в Республике Башкортостан;

2) принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан;

3) участия в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов в Республике Башкортостан;

4) разработки, утверждения и реализации республиканских программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией;

5) осуществления обмена с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти информацией о социальной защите инвалидов и об оказании им социальной поддержки;

6) предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджета Республики Башкортостан;

7) содействия трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства;

8) осуществления деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;

9) финансирования научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;

10) содействия общественным объединениям инвалидов.

 Статья 3. Медицинская помощь инвалидам

 Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан в рамках Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Республике Башкортостан.

 Статья 4. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации

 Инвалидам гарантируется право на получение необходимой информации. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных учреждений, библиотек, находящихся в ведении Республики Башкортостан, и муниципальных образовательных учреждений является расходным обязательством Республики Башкортостан, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан.

 Статья 5. Обеспечение инвалидов жилой площадью

 1. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.

2. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

 Статья 6. Воспитание и обучение детей-инвалидов

 1. Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего полного общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

3. Дети-инвалиды имеют право на воспитание в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с освобождением от оплаты в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан.

4. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходным обязательством Республики Башкортостан, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан.

5. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

6. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются нормативными правовыми актами Республики Башкортостан и являются расходными обязательствами Республики Башкортостан, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан.

 Статья 7. Образование инвалидов

 1. Инвалидам гарантируются необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

2. Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.

3. Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.

4. Обеспечение инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также возможностью пользования услугами сурдопереводчиков является расходным обязательством Республики Башкортостан (за исключением обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан.

 Статья 8. Обеспечение занятости инвалидов

 1. Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.

2. Организациям, численность работников в которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан.

3. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан, для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

 Статья 9. Условия труда инвалидов

 Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

 Статья 10. Материальное обеспечение инвалидов

 Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

 Статья 11. Социально-бытовое обслуживание инвалидов

 1. Социально-бытовое обслуживание инвалидов, создание специальных служб социального обслуживания инвалидов, в том числе по доставке инвалидам продовольственных и промышленных товаров, и утверждение перечня заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание, осуществляются в порядке и на основаниях, определяемых Правительством Республики Башкортостан с участием общественных объединений инвалидов.

2. Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных учреждениях. Условия пребывания инвалидов в стационарном учреждении социального обслуживания должны обеспечивать возможность реализации инвалидами их прав и законных интересов в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и настоящим Законом и содействовать удовлетворению их потребностей.

3. Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха), переговорными пунктами коллективного пользования, бытовыми приборами, тифло-, сурдо- и другими средствами, необходимыми им для социальной адаптации.

4. Техническое обслуживание и ремонт технических средств реабилитации инвалидов производятся вне очереди, с освобождением от оплаты или на льготных условиях в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Закона РБ от 24.11.2008 N 67-з)

 Статья 12. Меры социальной поддержки инвалидов

 1. Инвалиды I и II групп имеют право на внеочередную установку телефона при наличии возможности телефонизации жилья.

2. Форма предоставления мер социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по оплате коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда), определяется Правительством Республики Башкортостан.

 Статья 13. Ежемесячная денежная выплата инвалидам

 Ежемесячная денежная выплата инвалидам и детям-инвалидам осуществляется в размере и порядке, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

 Статья 14. Порядок сохранения мер социальной поддержки, установленных инвалидам

 1. В случае, если инвалид в соответствии с иным нормативным правовым актом имеет право на меры социальной поддержки, не предусмотренные настоящим Законом, ему предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом и иным нормативным правовым актом.

2. Если инвалид имеет право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом и одновременно такие же меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, то меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по его выбору, если законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан не предусмотрено иное.

 Статья 15. Общественные объединения инвалидов

 1. Органы государственной власти Республики Башкортостан оказывают общественным объединениям, созданным в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, содействие и помощь в порядке, определяемом законодательством.

2. Органы государственной власти Республики Башкортостан привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

 Статья 16. Контроль за расходованием средств

 Контроль за расходованием средств, направляемых на финансирование мер социальной поддержки инвалидов, являющихся расходными обязательствами Республики Башкортостан, осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 17. Ответственность за нарушение прав и свобод инвалидов

 Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Статья 18. Переходные положения

 Финансирование мер социальной поддержки инвалидов, установленных статьями 4, 6, 7, 11 настоящего Закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Республики Башкортостан, в 2005 году осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан и бюджетов районов и городов.

 Статья 19. Признание утратившими силу нормативных правовых актов Республики Башкортостан

 Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

1) Закон Республики Башкортостан от 14 июля 1993 года N ВС-18/45 "О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан" (Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан, 1994, N 1 (19), ст. 1);

2) Закон Республики Башкортостан от 9 февраля 1998 года N 140-з "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 1998, N 11 (77), ст. 666);

3) Закон Республики Башкортостан от 9 декабря 2000 года N 118-з "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 2001, N 1 (121), ст. 8);

4) Закон Республики Башкортостан от 30 декабря 2001 года N 272-з "О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Башкортостан "О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 2002, N 2 (140), ст. 100);

5) Постановление Верховного Совета Республики Башкортостан от 14 июля 1993 года N ВС-18/46 "О введении в действие Закона Республики Башкортостан "О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан" (Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан, 1994, N 1 (19), ст. 2).

 Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона

 Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года, но не ранее чем по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

 

Президент

Республики Башкортостан

М.РАХИМОВ

Уфа, Дом Республики

17 декабря 2004 года

N 130-з

 

2. Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации

 Рекомендации

по созданию условий для получения образования

детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

в субъекте Российской Федерации

 Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

 В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья - как взрослых, так и детей. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральных законах от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

 В целях реализации положений указанных законодательных актов органами государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть приняты исчерпывающие меры организационно-правового характера, обеспечивающие решение вопросов организации предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья, отнесенных к их компетенции.

 Во многих субъектах Российской Федерации (Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Ленинградская, Самарская, Ярославская области, г. Москва и другие) разработаны документы концептуального характера, посвященные вопросам развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Мероприятия, направленные на создание условий для получения образования детьми этой категории, реализуются в рамках региональных целевых программ развития образования или специально принятых для решения данных вопросов самостоятельных целевых программ.

 В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Приоритетным направлением этой деятельности является выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения, на максимально раннем этапе. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

В рамках данного направления необходимо обеспечить развитие дифференцированной сети учреждений, осуществляющих деятельность по ранней диагностике и коррекции нарушений развития у детей, оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии, по месту жительства, а также информирование населения об этих учреждениях и оказываемых ими услугах.

Второе важнейшее направление деятельности по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья - создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии, с учетом численности таких детей, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

В настоящее время в России существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - коррекционные образовательные учреждения). Она включает в себя, прежде всего, дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

 Кроме того, в последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными (далее - образовательные учреждения общего типа).

Существуют различные модели интеграции. Первая, более распространенная в России, предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа. В настоящее время в таких классах обучается более 160 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, из них около 28 тысяч умственно отсталых детей, более 122 тысяч детей с задержкой психического развития, более 10 тысяч детей с физическими недостатками.

Другим вариантом интегрированного образования является обучение детей с ограниченными возможностями в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. Такая модель интегрированного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов ряда субъектов Российской Федерации (Архангельская, Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Самарская, Свердловская, Томская области, Москва, Санкт-Петербург и другие).

Развитие интегрированного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

В образовательном учреждении общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и так далее). Создание подобных условий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", необходимо обеспечивать в обязательном порядке как при строительстве новых образовательных учреждений общего типа, так и при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту существующих образовательных учреждений.

Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, обучающихся в обычном классе образовательного учреждения общего типа, должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

 Вопросы, связанные с переводом обучающихся в образовательных учреждениях общего типа детей с ограниченными возможностями здоровья в следующий класс, оставлением их на повторное обучение должны решаться в порядке, установленном статьей 17 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Вопросы проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, и выдачи им документов об образовании регламентируются статьями 15 и 27 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения. При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать 3-4 человек. При организации получения образования детьми этой категории в обычном классе целесообразно использовать возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальному учебному плану, гарантированные статьей 50 Закона Российской Федерации "Об образовании", наряду с применением современных образовательных технологий, обеспечивающих гибкость образовательного процесса и успешное освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ. Для детей, уровень развития которых не позволяет им осваивать учебный материал в одинаковых условиях с нормально развивающимися обучающимися, более предпочтительным может стать обучение в специальном (коррекционном) классе образовательного учреждения общего типа. Рекомендуется также обеспечивать участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

 Необходимо также обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении общего типа.

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

 В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития, целесообразно вводить в штатное расписание образовательных учреждений общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и другие) и медицинских работников.

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении общего типа имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, должны быть регламентированы уставом и локальными актами образовательного учреждения.

Развитие интегрированных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации системы последовательных мер, обеспечивающих соблюдение перечисленных требований к организации этой деятельности.

Недопустимым является формальный подход к решению данного вопроса, выражающийся в массовом закрытии коррекционных образовательных учреждений и фактически безальтернативном переводе детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения общего типа без предварительного создания в них необходимых условий для организации обучения детей этой категории. Такой подход не только не позволит обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении общего типа, но и негативно скажется на качестве работы образовательного учреждения с другими обучающимися. Более того, подобные меры могут привести к нарушению предусмотренных законодательством прав детей на получение образования в соответствующих их возможностям условиях и прав родителей (законных представителей) на выбор условий получения детьми образования, возникновению связанных с этим конфликтных ситуаций, а также к ликвидации уже существующей системы обучения и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оптимальным вариантом в настоящее время является сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных образовательных учреждений с параллельным развитием интегрированного образования. При этом коррекционные образовательные учреждения могут выполнять функции учебно-методических центров, обеспечивающих оказание методической помощи педагогическим работникам образовательных учреждений общего типа, консультативной и психолого-педагогической помощи обучающимся и их родителям.

 Особое внимание следует уделять развитию системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития. К этой категории относятся, в частности, дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом (имеющие сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии), аутизмом, включая детей, находящихся в домах-интернатах системы социальной защиты населения. При организации работы в данном направлении целесообразно руководствоваться разработанными на федеральном уровне методическими рекомендациями, учитывающими специфику образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.1

 Детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Установление порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков ребенка.

В качестве эффективного средства организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Одной из основных составляющих социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение в дальнейшем их общественно полезной занятости, что обусловливает необходимость получения ими конкурентоспособных профессий. В связи с этим значительное внимание должно уделяться созданию условий для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья начального, среднего и высшего профессионального образования как важного звена в системе их непрерывного образования, значительно повышающего возможности их последующего трудоустройства.

 Для содействия детям с ограниченными возможностями здоровья в реализации их права на получение среднего профессионального и высшего профессионального образования следует обеспечивать возможности для сдачи ими единого государственного экзамена в условиях, соответствующих особенностям физического развития и состоянию здоровья данной категории выпускников.

 Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания играют психолого-медико-педагогические комиссии, законодательную основу деятельности которых составляют статья 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статья 14 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

 Указанные вопросы решаются также федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в процессе осуществления ими в установленном порядке деятельности, связанной с признанием несовершеннолетних граждан детьми-инвалидами и разработкой для них индивидуальной программы реабилитации инвалида, содержащей, в том числе, рекомендации по организации их обучения.

 Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, должен решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Обязательным условием при этом является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения (классы, группы).

 В целях создания условий для получения образования всеми детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо организовать на региональном уровне систему мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья, потребности в создании условий для получения ими образования, наличия этих условий, регламентировать порядок взаимодействия в данной области органов и учреждений системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, федеральной службы медико-социальной экспертизы. Указанные вопросы могут быть решены органами государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках полномочий, предоставленных им действующим законодательством.

 Важными аспектами деятельности по обучению и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья являются информирование населения о проблемах детей данной категории, формирование в обществе толерантного отношения к детям с недостатками в физическом и психическом развитии, популяризация идей обеспечения равных прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, развития интегрированного образования.

 Следует организовать конструктивное сотрудничество в решении этих проблем со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего, с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Актуальным является вопрос финансового обеспечения организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях перехода к нормативному подушевому финансированию.

 В соответствии с законодательством Российской Федерации о разграничении расходных полномочий между различными уровнями власти установление нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений (в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании"), отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 Органам местного самоуправления также предоставлено право устанавливать нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании").

 При определении указанных нормативов финансирования следует принимать во внимание необходимость дополнительных затрат при создании как в коррекционном образовательном учреждении, так и в образовательном учреждении общего типа условий для обучения иь воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики этой деятельности. При создании образовательным учреждением общего типа условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья финансирование обучения таких детей рекомендуется осуществлять по нормативу, установленному для коррекционного образовательного учреждения соответствующего типа и вида. Данный подход отражен в модельной методике введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования (письмо Минобрнауки России от 13 сентября 2006 г. N АФ-213/03).

 Для эффективного кадрового обеспечения деятельности по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников органов управления образованием, образовательных учреждений, психолого-медико-педагогических комиссий, иных органов и организаций, занимающихся решением вопросов образования и реабилитации детей указанной категории.

 Также для сохранения и укрепления кадрового потенциала образовательных учреждений, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима разработка мер материального стимулирования деятельности работников этих учреждений, включая установление соответствующих сложности их работы размеров и условий оплаты труда, предоставление им социальных льгот и гарантий, а также мер их морального поощрения.

 При решении данных вопросов органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе использовать в полном объеме предоставленные им законодательством Российской Федерации полномочия по определению размеров и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений, а также установлению для них дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи.

 Мероприятия, направленные на создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, целесообразно планировать и осуществлять в рамках соответствующих региональных программ. Указанные программы должны быть ориентированы на выполнение следующих основных задач:

 создание системы раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей; создание системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья, наличия условий для получения ими образования;

 обеспечение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; создание во всех образовательных учреждениях условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для получения всеми детьми с ограниченными возможностями здоровья общего образования по месту их жительства;

 организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов управления образованием, образовательных учреждений, иных органов и организаций, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

 формирование в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей содействия получению ими образования и их социальной интеграции.

 Региональные программы развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья должны предусматривать установление показателей результативности и эффективности этой деятельности. В качестве таких показателей могут рассматриваться:

 увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших коррекционную помощь, в общей численности выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья в субъекте Российской Федерации;

 увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья в субъекте Российской Федерации;

 увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в образовательных учреждениях общего типа по месту жительства, в общей численности обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья в субъекте Российской Федерации;

 увеличение доли образовательных учреждений, в которых созданы необходимые условия для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем числе образовательных учреждений в субъекте Российской Федерации;

 увеличение доли образовательных учреждений общего типа, в которых созданы необходимые условия для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем числе образовательных учреждений общего типа в субъекте Российской Федерации;

 увеличение доли педагогических работников образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в общей численности педагогических работников образовательных учреждений в субъекте Российской Федерации;

 сокращение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в интернатных учреждениях, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья в субъекте Российской Федерации;

 уменьшение количества случаев нарушения права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование;

 другие соответствующие показатели.

 Указанную систему показателей следует использовать при проведении регулярного мониторинга эффективности реализуемых в субъекте Российской Федерации мероприятий по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, позволяющего при необходимости обеспечить своевременную корректировку планируемых и принимаемых мер.

 

Директор Департамента

 воспитания, дополнительного образования

 и социальной защиты детей                                                       А.А. Левитская

Проект "Я сдам ЕГЭ, ОГЭ"

Уважаемые коллеги, родители, учащиеся. Представляем Вам для ознакомления регламент проведения второго этапа диагностических работ в рамках проекта "Я сдам ОГЭ, ЕГЭ", который стартовал в нашей школе с 12.04.2018 года.

Основу проекта составляют модульные курсы по математике для базового и профильного уровней, по русскому языку и обществознанию. Все пособия серии «Я сдам ЕГЭ!» разработаны Федеральными комиссиями разработчиков контрольно-измерительных материалов по предметам; они нацелены на снятие рисков, связанных с преодолением минимального количества баллов, необходимого для  получения аттестата о среднем общем образовании и поступления в вузы. Курсы выпущены в виде комплектов, состоящих из пособия для учителя и рабочей тетради для ученика.

Проект «Я сдам ЕГЭ» предполагает комплексную программу достижения высоких образовательных результатов в рамках итоговой аттестации обучающихся для каждого региона. Он включает в себя анализ результатов аттестации и выявление заданий, вызвавших наибольшие затруднения в разных регионах и в целом по РФ; несколько этапов диагностики уровня подготовленности обучающихся (стартовая, промежуточная, итоговая); проведение установочных и методических (обучающих) семинаров для учителей в регионах по предметам и работу с родительской аудиторией  в течение года.

Комплексное использование возможностей проекта позволяет школьникам выявить главные проблемные темы в рамках основных предметов ЕГЭ и выстроить системную подготовку в соответствии с собственными образовательными потребностями (преодоление минимального порога баллов; подготовка к поступлению в вузы; получение высокого итогового балла).

Срок действия результатов ЕГЭ!

Срок действия результатов ЕГЭ!


Согласно части 2 статьи 70 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" результаты единого государственного экзамена с 2014 года при приеме на обучение действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов.

Согласно Письму МИНОБРНАУКИ от 20 ноября 2013 г. № ДЛ-344/17 "О действии результатов единого государственного экзамена" результаты ЕГЭ, выданные в 2012 и 2013 годах, действуют до окончания 2016 и 2017 годов соответственно.


Рособрнадзор напоминает о сроках подачи заявлений на участие в ЕГЭ-2018

Рособрнадзор напоминает о сроках подачи заявлений на участие в ЕГЭ-2018

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки напоминает, что заявление на участие в ЕГЭ 2018 года необходимо подать до 1 февраля (включительно). В заявлении должны быть перечислены предметы, по которым участник планирует сдавать ЕГЭ.


В заявлении можно указать любое количество предметов. Два экзамена – русский язык и математика – являются обязательными для выпускников текущего года. Успешная сдача этих предметов необходима для получения аттестата о среднем общем образовании.


Остальные предметы сдаются участниками по их выбору и необходимы в первую очередь тем, кто желает продолжить обучение в вузе. Выбор должен быть основан на том, по какой специальности или направлению подготовки намерен продолжить обучение участник ЕГЭ и какие предметы будут засчитываться вузом в качестве вступительных испытаний в каждом конкретном случае. Перед подачей заявления следует ознакомиться с этой информацией на сайтах выбранных вузов.


Выпускники школ текущего года подают заявление на сдачу ЕГЭ по месту учебы. Выпускники прошлых лет должны подать заявление в места регистрации на сдачу ЕГЭ, определяемые органами управления образованием субъекта Российской Федерации.


Заявления подаются обучающимися, выпускниками прошлых лет лично на основании документа, удостоверяющего их личность, или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.


Обучающиеся и выпускники прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления должны предъявить копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а участники-инвалиды и дети-инвалиды – оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.


Выпускники прошлых лет при подаче заявления предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка.


Лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, и обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, при подаче заявления предъявляют справку из своей образовательной организации, подтверждающую освоение образовательных программ среднего общего образования или завершение освоения образовательных программ среднего общего образования в текущем учебном году. Оригинал справки для обучающихся в иностранных образовательных организациях предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка.


После 1 февраля заявление на участие в ЕГЭ принимается по решению государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации только при наличии у заявителя уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально) и не позднее, чем за две недели до начала экзаменов.


В 2018 году досрочный период ЕГЭ пройдет с 21 марта по 11 апреля, основной – с 28 мая по 2 июля.

Яндекс.Погода
счетчик посещений

К началу